Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Три лекции Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ
Изучение средневековой живописи порой напоминает дешифровку текста, написанного незнакомым алфавитом на неизвестном языке. Нам сегодняшним гораздо сложнее считывать совершенно понятные для средневекового обывателя смыслы — а, значит, мы упускаем из виду суть этого искусства, наслаждаясь лишь его оболочкой.
Как едва заметные детали порой меняют смысл изображения и как анализ «скрытых» знаков и фигур выявляет неожиданные смыслы на иконах? Как средневековые образы, созданные Босхом, ускользают от аналитического скальпеля историков, и как в них ищут «двойное дно»? Что средневековые художники думали о любовной магии?
Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ представляет фестиваль трех коротких лекций на площадке InLiberty о том, как понимать средневековое искусство.
19:00–19:30
Дмитрий Антонов
Фигуры и знаки: «скрытые смыслы» в русской иконе
О русской иконографии часто говорят как об искусстве строго каноничном и застывшем в веках. На самом деле у икон удивительно пластичный визуальный язык, который в течение столетий активно менялся. Иконописцы не только дополняли и изменяли известные сюжеты. Порой они вносили в них едва заметные детали и создавали удивительные «микрорассказы». Расшифровать их — непростая задача. На примерах нескольких икон из разных эпох увидим, как за внешней стабильностью и узнаваемостью изображения скрывается личный рассказ художника.
19:35–20:15
Дильшат Харман
Магия любви: история одного заклинания
В центре лекции — уникальная картина, написанная в Германии в XV веке. На ней обнаженная женщина произносит заклинание, приманивающее юношу. Как это изображение встраивается в контекст средневековой практики любовной магии? Почему картина отражает страх активной роли женщины в отношениях между полами? И чем ее тело опасно для мужчин? В этих вопросах, ответы на которые были очевидны средневековому зрителю, предстоит разобраться современным слушателям. А феминистическая оптика позволит понять, что созданное сотни лет назад произведение начинает жить собственной жизнью и в каждой последующей эпохе получать новое звучание.
20:20–21:00
Михаил Майзульс
Тело (Анти)Христово: как историки спорят о Босхе
На «Эпифании» Иеронима Босха рядом с тремя волхвами, пришедшими поклониться младенцу Христу, стоит зловещий старик в красном плаще. Странность в том, что до Босха его не найти ни на одном другом изображении этого сюжета. На ноге у этого персонажа видна кровоточащая рана, заключенная в стеклянный сосуд, похожий на реликварий. Что это за «реликвия», как она связана со средневековым антисемитизмом, почему в сцене, где трое язычников признают Христа, столько отсылок к Антихристу, и как историки ищут в работах Босха «двойное дно»?
Лекции состоятся 22 октября с 19-00. Как найти площадку: